АО «Смоленский авиационный завод»

214006, Россия,  г. Смоленск,
ул. Фрунзе, д.74, на карте

Тел.:  8 (4812) 29 93 07
Факс: 8 (4812) 21 95 50

Е-mail:
oaosmaz@yandex.ru

 

 

 

Новости предприятия

ЛЁТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ АО «СМАЗ» – 50 ЛЕТ!

15 сентября 2022 г.

11 сентября 2022 года структурное подразделение нашего предприятия – лётно-испытательная станция отпраздновала свой 50-летний юбилей.

 

Свою историю ЛИС начала в далёком 1971 году, на тогда еще Смоленском машиностроительном заводе МАП СССР. Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение о серийном производстве многоцелевого лёгкого самолёта Як-18Т с двойным управлением для выполнения широкого диапазона задач: обучение курсантов, повышение натренированности инструкторского состава лётных училищ гражданской авиации, спортсменов аэроклубов ДОСААФ, а также перевозка пассажиров, грузов и почты на расстояние до 900 км. Неприхотливое в эксплуатации воздушное судно, с ресурсом в 7000 лётных часов, и по сей день используется в аэроклубах и пилотами-любителями.

Приказом директора Смоленского машиностроительного завода МАП СССР от 11.09.1972 № 95П на предприятии была организована лётно-испытательная станция (ЛИС), с присвоением ей № 87. С этой даты началась славная трудовая история подразделения завода, на котором профессиональный коллектив авиационных специалистов «учит самолеты летать».

В начале апреля 1973 года самолет Як-18Т с заводским № 01 – 01 был передан на ЛИС.

Первый испытательный полёт под управлением пилотов В.И. Лягушкина и В.Н. Малиевского состоялся 25 апреля 1973 года. Всего за период с 1973 по 1983 гг., было «поставлено на крыло» 536 самолетов Як-18Т. Сдавалось в эксплуатацию до 60 изделий в год.

В 1976 году службы ЛИС были переведены на территорию аэродрома Смоленск – Северный, построены рулёжные дорожки к взлётно-посадочной полосе, площадкам отработки систем воздушных судов и местам стоянки самолетов. Введенные в строй новые производственные мощности, кадровая политика по подготовке авиационного персонала, дали новые возможности в полном объеме и с высоким качеством выполнять производственные планы, и поставленные руководством авиапредприятия задачи.

На лётно-испытательной станции успешно проведены различные виды наземных и лётных испытаний следующих типов воздушных судов: Як-18Т, Як-40, Як-42, «Геофизика», СМ-92Т, СМ-92 с поплавковым шасси, СМ-92Т с амфибийным шасси, СП-55, СМ-94, Як-50, Як-52, Як-55, Як-12, СП-98, СМ-2000П, СМ-2000, Су-26, СМ-92ТЕ.

В 1993 году для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации был возобновлён выпуск самолётов Як-18Т. Их количество составило 15 изделий, в дальнейшем выпускались единичные экземпляры.

С 2007 по 2009 гг. проведены летные испытания шестидесяти самолетов Як-18Т 36-й серии, построенных предприятием, а также проведено техническое обслуживание Як-18Т, выпущенных ранее. Менее, чем за два года было выполнено более 800 испытательных полётов.

За всю трудовую историю всего два человека возглавляли ЛИС: с 11.09.1972 г. – по февраль 1996 г. – Леонид Федорович Пискунов; с 1996 по настоящее время руководит подразделением Владимир Владимирович Романенков.

На лётно-испытательной станции в разное время трудились и внесли большой вклад высококвалифицированные специалисты: Морозкин Ф.А., Барченков В.Н., Хаустов С.П., Малиевский В.Н., Ломоносов С.П., Абрамов В.Г., Атамась С.В., Филиппов А.В., Королёв В.А., Черепенько С.И., Калашников Ю.В., Алтухов И.П., Федотов Ф.А., Борисов О.Г., Мухомедьяров В.Н., Фомин А.В., Касаткин Л.В., Морозов Н.И., Козлов М.Г., Пугач Е.А., Малышев А.В., Давыдов А.В., Сапронов И.А., Белик А.А., Матузок А.С., Брежнев Н.И., Корчагина Н.Д., Уляшев В.В., Даниленко И.А., Коваленко В.С., Шубинский А.С., Раракин В.Н., Шкодкина Н.А., Прудников В.М., Крупченков С.С., Великанов А.Е., Воробьев В.Ф., Игнатенко А.В., Журкович В.Н., Турбылев С.Г., Марков Г.Н., Брандорф Е.Е., Левченков А.Г., Петров С.В., Селеванова Л.А., Козлова Э.Р., Обозная Т.Г., Герасимова В.Г., Лузань Е.Н., Лобцов А.Ф., Ткаченко И.Е., Курченков Е.В., Казанов В.М., Гурко В.Ф., Демченков Ю.И., Костев А.И., Шевель А.А., Гавриленков А.П., Колесников Н.С., Зинченко Н.Т., Елисеев А.Т., Чмель В.Ф., Фоминова Т.В.

Отдельно хотелось бы сказать о тех людях, которые стояли на страже здоровья лётного состава и группы руководства полетами. Своевременное проведение медицинских осмотров авиационного персонала проводился врачом-терапевтом ЛИС – Храмцовой Т.Я., медсестрой Никитиной Л.Г. В настоящее время обеспечение и контроль своевременного прохождения врачебно-летной экспертной комиссии осуществляет врач-терапевт высшей категории, заведующая здравпунктом авиазавода – Гонжурова Е.П.

Лётно-испытательная станция принимает активное участие в общественной жизни АО «СмАЗ». Цеховой комитет подразделения с 2004 года возглавляет Наталья Дмитриевна Корчагина. Являясь членом профсоюзного комитета завода, Корчагина Н.Д. стоит на страже интересов работников предприятия. Её авторские стихи, посвященные истории страны, предприятия и работникам АО «СмАЗ» регулярно издаются в профсоюзном периодическом издании.

На современном этапе специалистами ЛИС проводится отработка систем самолёта СМ–92 ТЕ(Д) по программе наземных и лётных испытаний. Обновление специальной техники и оборудования активизировало и подвигло коллектив к новым трудовым достижениям. Руководствуясь приказом Генерального директора АО «СмАЗ» от 29.03.2022 г. № 180 «О создании Совета по безопасности полётов, для обеспечения функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП)», создана и активно функционирует рабочая группа, по внедрению СУБП в подразделении, которую возглавляет заместитель начальника ЛИС Сергей Петрович Хаустов. Также разработана и утверждена Генеральным директором АО «СмАЗ» политика руководства в области безопасности полётов.

Золотой юбилей лётно-испытательной станции – знаменательное событие в жизни не только коллектива ЛИС, но и всего предприятия. Это праздник, который объединяет тех, кто посвятил свою жизнь авиации, сохраняя многолетние традиции отечественной авиационной отрасли, преумножая её достижения.

Уходящий со стоянки ЛИС в свой первый полёт самолет – это результат кропотливого труда всего коллектива завода, итог его достижений, реализация ярких творческих идей, стремление покорять новые трудовые вершины.

Уважаемые юбиляры, от всего сердца желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, счастья и успехов в труде. Пусть ещё много свершений будет вписано в историю ЛИС и АО «Смоленский авиационный завод».

Брандорф Е.Е.,

авиационный техник по эксплуатации авиационного оборудования, Ветеран труда АО «СмАЗ»